Секреты ласкового воспитания

Знаете ли вы, насколько ограничен набор нежных слов и ласкательных имен у детишек 5 – 7-ми лет? Мы столкнулись с этим, кода попросили ребятишек дошкольников вспомнить, как мама ласково обращается к ним. Большинство детей назвало лишь имя, и даже без обычного уменьшительного суффикса: не Мариночка, а Марина, не Сашенька, а Саша. И только один мальчик из 30 опрошенных дошколят припомнил, что младшего трехлетнего братика мама иногда называет "зайчиком".


О чем чаще всего спрашиваете вы свое чадо, забирая его вечером из детсада? О том, что было на обед и съел ли он что-нибудь. А утром напутствуете бесконечными напоминаниями не потерять носочки или не забыть фломастеры. Безусловно, все это важно. Но участие родителей в жизни ребенка не может быть сведено только к заботе о его здоровье и физическом благополучии. Вашего внимания требуют и те впечатления, которые дети получают из окружающего мира. Поэтому, возвращаясь с ребенком - из гостей, или с детского праздника, поинтересуйтесь, что ему больше всего понравилось, а что - нет и почему? Было ли ему весело или грустно? Не скучал ли он? Играл ли – с кем и во что?

Такие беседы помогут вам понять вашего малыша, а ему – дадут пищу для умственного развития: отвечая на вопросы, он учится вспоминать, наблюдать, сравнивать, у него появляется потребность выразить свои впечатления словами. Шагая по улицам, можно попытаться разбудить воображение ребенка, предложив сравнить, на что похоже дерево? Дом? Облако? Машина? Предлагайте свои варианты ответов, чтобы расшевелить фантазию малыша, не забывая похвалить любой образец его творчества.

Дома игру можно продолжить. Готовя обед, например, попросите сравнить картофелину со свеклой или морковью. Предложите ребенку подержать овощи в руках и назвать, в чем их сходство, а в чем - различие. Накрывая на стол, обратите внимание ребенка на сервировку стола, а потом проверьте, что и как он запомнил, либо, убрав со стола что-либо, либо поменяв предметы местами. Занимаясь шитьем или стиркой, дайте ребенку задание выбрать два предмета – например, пуговицы разной величины, ножницы, катушка с нитками ит.д. – и сочинить про них сказку, в которой большая пуговица- мама, маленькая - сынок и т.д. Подсказывайте, задавайте наводящие вопросы, если возникнут затруднения с развитием сюжета. Не забывайте при этом удивляться и радоваться творческим успехам своего малыша: "Надо же, какая интересная история у тебя получается!"

Поскольку в жизни маленького человека особое значение имеют его взаимоотношения со сверстниками, поинтересуйтесь, с кем он дружит, как зовут его друзей, расспросите, с кем он сегодня играл, было ли весело, не грустил ли кто и не знает ли он – почему, пытался ли выяснить это у приятеля и хоть как-то помочь ему. А кто в компании самый веселый и находчивый? А кто чаще и быстрее всех приходит другим на помощь? Экспресс - беседы такого рода помогут вашему ребенку стать внимательнее к окружающим, реагировать на их настроение, разовьют в нем качества отзывчивости, доброты, сочувствия. Это очень важные составляющие, так называемого, социального интеллекта, который помогает и детям, и взрослым быстро адаптироваться в новом коллективе, сделать успешную карьеру.

Иногда дети конфликтуют – в детском саду, во дворе, в школе, апеллируют к кулаку как к единственному аргументу. Постепенно привыкая к жестокости и насилию в разрешении спорных вопросов. Попробуйте обсудить с детьми допустимость или недопустимость таких форм поведения. Предложите ребенку разработать сценарий мирного разрешения конфликта, проанализировать, что мог бы для этого сделать ваш ребенок, а что его "противник". Пусть ваш малыш попробует сам или с вашей помощью отыскать причину возникших разногласий, выразить их в словах, отыскать веские доводы, чтобы объяснить "конфликтной стороне" ее возможные заблуждения.

Следует напомнить и еще об одном "волшебном" средстве воспитания - вечерней беседе перед сном, когда можно обсудить события прошедшего дня: где был, что делал, с кем играл, кто и чем обрадовал, а кто - огорчил. Сопереживайте рассказу ребенка, тактично поделитесь с ним тем, что вас огорчило в его поведении. Для этого можно привлечь героев любимых мультиков. Узнайте, кто из них наиболее симпатичен вашему малышу, с кем из них он себя сравнивает или отождествляет. Дети, как правило, не любят идентифицировать себя с отрицательными персонажами, а вам это поможет продемонстрировать ребенку его грубость с взрослыми или ссоры со сверстниками. Спросите, на кого он более всего хотел бы походить в такой ситуации: на своего любимого героя или на злобного, жадного, всеми нелюбимого противника. Завершать разговор обязательно надо чем-то приятным для вашего чада. Приласкайте его, объясните, что верите в случайность его огорчительного поступка, поскольку абсолютно убеждены в несомненности его положительных качеств. А потому и обсуждаете с ним предстоящий поход в цирк (театр, кино, поездку к бабушке) или на семейный праздник.

 

Ганошенко Н. И., Тихомирова И. В.

Календарь